Имам аш-Шафии (ум. 204 г.х.)., рахимаhуЛлаh в своей книге "Диван Шафии" приводит следующие слова: فقيها و صوفيا فكن ليس واحدا فاني وحق اله اياك انصح «Ты будь факихом и суфием, не будь лишь одним из них, именем Аллаха я тебе это делаю наставление…» («Диван аш-Шафии», стр. 56). Имам Малик сказал: "Кто стал ученым и не стал суфием, тот будет грешником. Тот, кто стал суфием и не стал ученым, тот будет еретиком. А тот, кто воплотит в себе науку и суфизм, тот, действительно, приобретает Истину". (Али аль-Адави. Хашия ´аля шарх аль-имами аз-Заркани ´аля матни аль-азийя фи- ль-фикхи аль-малики. Т. 3, С. 195.)
Говорит шейх Ибн Кайим аль-Джаузия, в своей книге Мадаридж ус-Саликиин: ومن تجريبات السالكين ، التي جربوها فألفوها صحيحة : أن من أدمن يا حي يا قيوم لا إله إلا أنت أورثه ذلك حياة القلب والعقل . وكان شيخ الإسلام ابن تيمية – قدس الله روحه – شديد اللهج بها جدا . وقال لي يوما : لهذين الاسمين – وهما الحي القيوم – تأثير عظيم في حياة القلب . وكان يشير إلى أنهما الاسم الأعظم . وسمعته يقول : من واظب على أربعين مرة كل يوم بين سنة الفجر وصلاة الفجر يا حي يا قيوم . لا إله إلا أنت . برحمتك أستغيث حصلت له حياة القلب . ولم يمت قلبه. И из того, что было испытано идущими по пути Тасаввуфа(саликами), что было проверено ими и было признано верным – тот, кто будет постоянствовать [в зикре] Йа Хайю Йа Кайюм ля иляха илля анта – оживут сердце и разум у этого человека. И шейх уль-Ислам Ибн Таймия, каддаса Аллаху рухаху, крайне усердствовал в этом [зикре]. И сказал он однажды: «Два Имени эти – т.е. аль-Хайю и аль-Кайюм – оказывают великое влияние на жизнь сердца.» И называл он их – Исм уль-’А’зам. И слышал я, как сказал он: «Тот, кто будет постоянен в совершении [зикра] Йа Хайю Йа Кайюм ля иляха илля анта би рахматикя астагиис, 40 раз, каждый день, между салятом фаджр-сунна и салятом фаджр-фард – сердце его будет оживлено и оно никогда не умрёт.»
Имам Захаби, рахимахуллах, говорит в своём "Сияр", т. 16, стр 300-302: ألبسني خرق التصوف شيخنا المحدث الزاهد ضياء الدين عيسى بن يحيى الأنصاري بالقاهرة وقال ألبسنيها الشيخ شهاب الدين السهروردي بمكة عن عمه أبي النجيب ”Мой шейх, мухаддис и захид(аскет) Дия' уд-Дин 'Иса ибн Яхья аль-Ансари возложил на меня суфийскую хирку в Каире и сказал: ‘Шейх Шихабуддин ас-Сухраварди возложил её на меня в Мекке, от его дяди Абу Наджиба.”
Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673-748 г.х.), да смилуется над ним Аллах пишет: قال شيخُنا ابنُ وَهْب رحمه الله وهو مقامٌ خَطِر ، إذ القادِحُ في مُحِقَّ الصُّوفية ، داخلٌ في حديث (( من عادَى لي وَلِيّاً فقد بارَزَني بالمُحارَبة )) . والتارِكُ لإنكارِ الباطلِ مما سَمِعَه من بعضِهم تاركٌ للأمر بالمعروف والنهي عن المنكر Наш Шейх Ибн Вахб [так Захаби называет Ибн Дакик уль-`Ида (625-702 г.х.)], да смилуется над ним Аллах, сказал: «…Это очень опасный момент. Тот, кто критикует истинного суфия, попадает под хадис: «Тому, кто враждует с Моим авлияъ, Я объявляю войну!». А тот же, кто оставляет все осуждения того, что ясно является заблуждением, из того, что он слышит от некоторых из них - тот оставляет приказывание одобряемого и запрещение порицаемого».
аль-Джунайд. Он сказал: «Тасаввуф – это очищение сердца от порицаемых свойств и качеств, от дурных побуждений души, это связь с достохвальным знанием и следование Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) в предписаниях религии, в шариате»
Имам Хафиз Джалалуддин ас-Суюти аш-Шафии (849-911 г.х.), да смилуется над ним Аллах, величайший факих и суфий, мухаддис и муфассир своей эпохи, в своей известной книге «Тайиду аль-хакикати аль-алийя» сказал: «Поистине, суфизм сам по себе - наука, достойная почитания, его стержень - следование Сунне и отказ от нововведений, отход от плоти и ее привычек, корысти, желаний и воли, подчинение Аллаху и довольство Его решениями, поиск Его Любви и унижение всего остального, я знаю, что много в нем самозванцев, выдающих себя за его приверженцев, которыми они не являются. Они привнесли в суфизм то, что к нему не относится, что привело к плохому мнению обо всех суфиях, и наши ученые приложили немало усилий, чтобы отделить эти две категории, чтобы люди Истины были известны, чтобы их можно было отличить от людей лжи. Я подумал над всеми вопросами относительно того, что имамы говорят в адрес суфиев, но я не видел истинного суфия, утверждающего что-либо из противозаконного. Это утверждают только еретики и фанатики, считающие себя суфиями, хотя они вовсе не из них». [Имам ас-Суюти, «Тайиду аль-хакикати аль-алийяти ва ташйиду т-тарикати ш-шазалияти» («Подтверждение возвышенной истины и укрепление шазалийского тариката»), стр. 57]
В одном из хадисов говорится: «Присаживайся к ученым вплотную, (буквально «тесните их коленями») воистину, Аллах оживляет сердца светом мудрости, также как оживляет землю дождем с небес».