Оскар, Фонтан, Дом духов, Поллианна
"Чтобы добраться до истины, которая плавает в море знаний, нужно не вычерпывать море, а учиться плавать". Мишель де Монтень
Человеческая святость эфемерна и неуловима, поэтому мы легко поддаемся соблазну превратить ее во что-то конкретное: церковь, государство, социальную систему, лидера — чтобы нам было проще понимать ее и служить ей с большей отдачей.
Однако попытка воплотить царство небесное в мирской форме обречена на провал.
Его не создать с помощью хартий или конституций и не насадить оружием.
Те, кто ищет его в одиночку, найдут его вместе с другими, те же, кто ищет его в компании, умрут одинокими.
Хью Кингсмилл
Существует два вида знания, я называю их символическим и интимным. Не знаю, корректно ли будет сказать, что рассуждения применимы только к символическому знанию, но более привычные для нас формы рассуждений были развиты только для применения к символическому знанию. Интимное знание не поддается нормированию и анализу, или, скорее, когда мы пытаемся анализировать его, интимность теряется и подменяется символизмом. В качестве примера рассмотрим юмор. Я думаю, что юмор в какой-то степени поддается анализу и важнейшие составляющие различных видов остроумия могут быть классифицированы. Представьте, что нам рассказывают некую шутку. Мы анализируем ее с научной точки зрения, так же как анализировали бы неизвестную химическую соль, и по результатам тщательного исследования подтверждаем, что это действительно самая настоящая шутка. Полагаю, что затем логично будет посмеяться над ней. Но почти наверняка в результате такого анализа мы потеряем всякое желание смеяться. Раскрытия механизма того, как шутка работает, попросту недостаточно. Классификация дает символическое знание о шутке, сохраняющее все ее свойства, кроме того, насколько она смешна. По-настоящему шутку можно оценить только спонтанно, без самоанализа. Я думаю, что это не самая плохая аналогия для нашего мистического чувства Природы, и я бы даже решился распространить ее на мистическое переживание Бытия Божьего. Есть люди, для которых ощущение божественного присутствия, озаряющее душу — одно из самых естественных переживаний. С их точки зрения, к человеку без этого чувства следует относиться так же, как мы относимся к человеку без чувства юмора. Его отсутствие считается своего рода душевным изъяном. Мы можем проанализировать его так же, как анализировали юмор, и создать теологию или, может быть, атеистическую философию... Но давайте не будем забывать, что теология — это символическое знание, а переживание — знание интимное. И так же, как смех нельзя вызвать научным исследованием структуры шутки, так и философское обсуждение свойств Бога (или безличной субстанции), скорее всего, не приведет к интимному духовному отклику, составляющему суть религиозного опыта.
Артур Эддингтон, 1927 г.
Я вижу Тебя в райском саду и не знаю, что вижу, потому что не вижу ничего видимого, и только это одно знаю: знаю, что не знаю, что вижу, и никогда не смогу узнать. Не могу и назвать Тебя, не зная, кто Ты; и если кто скажет мне, что Ты зовешься таким-то или другим именем, уже тем, что он называет это имя, он убеждает меня, что это не Твое имя: у стены, за которой я Тебя вижу, кончается всякий способ обозначения и именования. Если кто выразит какую-либо мысль, которой якобы можно Тебя помыслить, я тоже знаю, что эта мысль - не мысль о тебе: любая мысль кончается у стены Твоего рая. Если кто предложит какое-либо уподобление и скажет, что Тебя надо представлять таким-то образом, я опять понимаю, что не Твое это уподобление. И точно так же, если кто выскажет понятие о тебе, предлагая способ, каким Тебя будто бы надо понимать, этому понятию далеко до Тебя. От всего подобного Тебя отделяет непреодолимая стена: все, что можно сказать или помыслить, стена отгораживает от Тебя, абсолютно превосходящего все, что может кому бы то ни было прийти на ум.
Николай Кузанский, 1979г.