VIDENIE в музее современного искусства
Описание: Пермское «Видение»
32 ( 248 ) от 31 августа 2009 г.
Ольга Яковлева
Культура. Выставка
Одна из самых больших и представительных выставок видео-арта открылась в Перми в Музее современного искусства. На ней собраны 36 работ признанных мастеров из Европы, Америки и России. Зарубежный видео-арт представляют классики жанра, такие как Нам Джун Пайк, Билл Виола, Ширин Нешат, Фишли и Вайс, Марина Абрамович. Из работ наших соотечественников прежде всего стоит упомянуть известную инсталляцию группы АЕС+ Ф, которая в 2007 году была представлена в Российском павильоне Венецианской биеннале, работы группы «Программа Escape», Ольги Чернышовой, инсталляцию Александра Гнилицкого. Представлены и молодые российские авторы: Александр Галкин, Владимир Логутов, Максим Свищев и другие.
Многие из представленных работ впервые показываются в России.
«Видение» – это четвертый по счету масштабный проект, который пермяки увидят в залах Речного вокзала. До этого было «Русское бедное», «Евангельский проект» и «МосквАполис». В отличие от них «Видение» можно смело назвать первой «по-настоящему» пермской выставкой. Во-первых, потому что проект (и тоже впервые) подготовлен коллективом сотрудников Пермского музея современного искусства, разумеется, совместно с приглашенными кураторами, как и предписывает международная практика. Во-вторых, финансирование проекта взял на себя пермский Фонд поддержки культурных проектов «Новая коллекция», который учредили Андрей и Надежда Агишевы.
При этом неизменным остался курс на представление самого интересного из современного актуального искусства и международный формат экспозиции.
Уже сейчас понятно, что выставка станет явлением в российском культурном пространстве. И не только из-за большого представительства российских и зарубежных художников.
«При всей зрелищности этого вида искусства, выставки видео-арта обычно бывают очень скучными – объясняет Наталья Миловзорова, российский сокуратор выставки – На Западе очень часто для подобных проектов снимают отель и посетители просто переходят из одной комнаты в другую, где установлены небольшие экраны».
В Речном вокзале сами стены стали огромными экранами, а все пространство музея погружено в темноту. В темноте можно просто стоять, поворачивая голову от одной стены-экрана к другой, можно лежать на матах в специально отгороженных мини-кинозалах, где демонстрируются особо радикальные работы, снятые например в стиле «псевдо-порно», а можно бродить по этому огромному пространству в 2000 квадратных метров, поражаясь фантазии художников и удивляясь, что все это происходит у нас в Перми.
«Я даже не знаю, как охарактеризовать то, что вам предстоит увидеть, – сказал на пресс-конференции Хуан Пунтес, американский сокуратор выставки. Кому-то это покажется сумасшедшим домом, кому-то лабиринтом или головоломкой».
Только пройдясь по залам, понимаешь: какие сложные технические задачи пришлось решать организаторам выставки и сколько оборудования им понадобилось найти и установить. Например, технически очень сложно демонстрировать два или три видеопроекта на одной стене: с изображениями особых проблем нет, но чтобы звук не смешивался, необходимо было установить специальное оборудование для его локализации.
Директор Музея современного искусства Марат Гельман доволен: «Это самая красивая видеовыставка, которую я видел. Мы лучше всех!».
Поймет и примет ли пермский зритель видео-арт? Этот вопрос волнует и самих кураторов. Видео-арт – один из самых молодых видов искусства, возникший в 60-е годы прошлого столетия. Его появления тесно связано с техническим прогрессом, а толчком для развития послужило появление портативных и недорогих видеокамер и видеосистем. Это дало возможность каждому почувствовать и попробовать себя в роли режиссера, а художники стали использовать камеры для создания принципиально новых произведений. Один из зачинателей нового жанра – Нам Джун Пайк создал очень показательное произведение, называющееся «ТВ виолончель». Виолончелист играет на «инструменте» сделанном из телеэкрана, на котором