Русалки в славянской мифологии
Описание: Сообщество создано в целях углублённого познания одного из низших существ славянского бестиария - русалок (их виды, особенности,повадки,обереги от русалок, их происхождение ,а также мифо-ритуальной традиции славян, связанных с ними:
• праздников,примет,обычаев,обрядов,
• анализу народных поверий о русалках в славянской демонологии и изучению связей демонологических представлений с фольклорной и мифо-ритуальной традицией славян.
В сообществе приводятся фольклорно-этнографические исследования экспедиций выдающихся этнографов таких как Дми́трий Константи́нович Зеле́нин, этнографические работы Бориса Александровича Рыбакова, Владимира Ивановича Даля , Максимова Сергея Васильевича и других.
Фольклорный материал сообщества - былички, сказки, предания ,легенды, описание обрядов, заговоры, словесные обереги, связанные с русалками, и др;
Лингвистические источники: терминология и лексика, связанная с названиями как самих русалок, так и их действий, атрибутов, локусов обитания. сборники фольклорных текстов, этнографические описания, мифологические словари, обобщающие работы по народной демонологии, этнолингвистические труды, полевые материалы.
Исследования славянских русалок были существенно продвинуты после появления работ известного этнографа Д. К. Зеленина, которому удалось не только всесторонне и глубоко проанализировать образ восточнославянской русалки, но и показать его генетические связи с категорией так называемых "заложных" покойников, т. е. людей, умерших неестественной или преждевременной смертью.
«Поэтический образ фантастических жилиц надземных вод, вдохновлявший поэтов всех стран и соблазнявший художников всех родов изящных искусств, ещё живёт в народном представлении, несмотря на истекшие многие сотни лет», – писал в начале нашего века известный русский этнограф и писатель С.В. Максимов [С.В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила, стр. 100.]
Опираясь на материалы, собранные исследователями к середине XIX в., а также на устную и, возможно, литературную традицию, суммировал воззрения народа на русалок в 60-х годах прошлого пека А.Н. Афанасьев. Материалы о русалках можно найти в каждом из трех томов его труда «Поэтические воззрения славян на природу».
А.Н. Афанасьев сопоставляет русских русалок с водяными демонами других народов, в частности, го славянскими вилами, приводит сведения о происхождении русалок, описывает их чертоги, проказы, пляски, приводит многочисленные свидетельства древнерусской литературы о русальной неделе [А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т. II. М., стр. 339].
Принципиально важным в поверьях и рассказах о русалках является только отчетливое разграничение северной и южной традиций С.В. Максимов. [Нечистая, неведомая и крестная сила, пр. 101-103].
Можно констатировать, что в русской этнографической литературе XIX и начала XX в. зафиксированы очень разнообразные рассказы о русалках, но и основном в них рисуется образ красавицы, то качающейся в лесу на ветвях деревьев, то бегающей по полям и лугам, то обитающей на берегах рек и озер или в морских глубинах.
С тех пор прошло более полувека, в народном мировоззрении произошли коренные изменения, однако до сих пор в деревнях в устах старшего поколения кое-где ещё можно встретить в основном бессвязные и маловыразительные рассказы о русалках.
Казалось бы, образ этот настолько монолитен, что таковым же должен выступать и в фольклоре. Однако это далеко не так. Остается неясным вопрос о генезисе образа, наименовании этого женского демонического существа, его функциях, неясно его соотношение с образами лешего и водяного.
Преимущественно фигурируя как «водяная красавица», русалка одновременно предстает в фольклоре и как лесное демоническое существо. Так, русалки живут в воде, в лесу и в поле, они являются, с одной стороны, водяными, с другой – лесными духами. Между лесными и водяными русалками не делается различия.