Информация о паблике

Хокку, Танка. фото
  • VK ссылка:public174369847
  • Тип сообщества: открытое
  • Количество подписчиков: 2631

Хокку, Танка.

Описание: Эта группа посвящена хокку (хайку), японской поэзии...
Ха́йку (яп. 俳句) или хо́кку (яп. 発句) — жанр традиционной японской лирической поэзии.
Оригинальное японское хайку состоит из 17 слогов (впрочем, уже у Басё встречаются отступления от нормы слогового состава), записанных в один столбец. Особыми разделительными словами — кирэдзи (яп. 切れ字 кирэдзи, «режущее слово») — текст хайку делится в отношении 2:1 — либо на 5-м слоге, либо на 12-м. При переводе хайку на западные языки традиционно — с самого начала XX века — местам возможного появления кирэдзи соответствует разрыв строки, так что хайку представляет собой трёхстишие слоговой структуры 5—7—5. В 1970-е гг. американский переводчик хайку Хироаки Сато предложил в качестве более адекватного решения записывать переводы хайку как моностихи; вслед за ним канадский поэт и теоретик Кларенс Мацуо-Аллар заявил, что и оригинальные хайку, создаваемые на западных языках, должны быть однострочными. Встречаются — среди переводных и оригинальных хайку — и двустрочные тексты, тяготеющие к слоговой пропорции 2:1. Что касается слогового состава хайку, то к настоящему времени и среди переводчиков хайку, и среди авторов оригинальных хайку на разных языках сторонники соблюдения 17-сложности (и/или схемы 5—7—5) остались в меньшинстве; по общему мнению большинства теоретиков, единая слоговая мера для хайку на разных языках невозможна, потому что языки значительно отличаются друг от друга средней длиной слов и, следовательно, информационной ёмкостью одинакового количества слогов. Так, в английском языке 17-ти слогам японского текста в среднем соответствуют по информационной ёмкости 12-13 слогов, а в русском, напротив, около 20-ти.
Поскольку жанр — это формально-содержательное единство, для хайку важны отличающие его смысловые характеристики. Классические хайку обязательно строятся на соотнесении человека (его внутреннего мира, биографии и т. п.) с природой; при этом природа должна быть определена относительно времени года — для этого в качестве обязательного элемента текста используется киго (яп. 季語 киго, «сезонное слово»). Чаще всего повествование ведётся в настоящем времени: автор представляет свои переживания.
Слово «хокку» первоначально означало начальную строфу другой японской поэтической формы — рэнга (яп. 連歌 рэнга, «нанизывание строф»). С начала периода Эдо (XVII век) хокку стали рассматриваться и как самостоятельные произведения. Термин «хайку» предложил поэт и критик Масаока Шики в конце XIX века для различения этих форм.
Генетически восходит к первой полустрофе танка (хокку буквально — начальные стихи), от которого отличается простотой поэтического языка, отказом от прежних канонических правил. В своём становлении хайку прошло несколько этапов. Поэты Аракида Моритакэ (1465—1549) и Ямадзаки Сокан (1465—1553) представляли себе хокку как миниатюру чисто комического жанра (такие миниатюры впоследствии получили название сенрю. Заслуга превращения хокку в ведущий лирический жанр принадлежит Мацуо Басё (1644—1694); основным содержанием хокку стала пейзажная лирика.
С именем Ёса Бусона (1716—1783) связано расширение тематики хокку. Параллельно в XVIII веке развиваются комические миниатюры, выделившиеся в самостоятельный сатирико-юмористический жанр сэнрю (яп. 川柳 сэнрю:, «речная ива»). В конце XVIII — начале XIX веков Кобаяси Исса ввел в хайку гражданские мотивы, демократизировал тематику жанра.
В конце XIX — начале XX веков Масаока Шики приложил к хокку заимствованный из живописи метод сясэй (яп. 写生 сясэй, «зарисовки с натуры»), способствовавший развитию реализма в жанре хайку.
Знаменитые авторы хайку
Мацуо Басё (1644—1694)
Ёса Бусон (1716—1783)
Кобаяси Исса (1763—1827)
Масаока Шики (1867—1902)
Такахама Кёси (1874—1959)
Сайто Мокити (1882—1953)
Танэда Сантока (1882—1940)

Участники

  • Дмитрий Тушин
  • Оксана Бияковская Санкт-Петербург
  • Лариса Неупокоева Владивосток
  • Григорий Хубулава Санкт-Петербург
  • Светлана Киракосян Санкт-Петербург
  • Сергей Захаров Ярославль
  • Марина Козловская Санкт-Петербург
  • Angelina Blackdiamond Санкт-Петербург
  • Maria Keskinen Санкт-Петербург
  • Юрий Степанов Санкт-Петербург
  • Дмитрий Вихорев Санкт-Петербург
  • Александр Дворянкин Москва
  • Сергей Егоров Сургут
  • Светлана Филиппова Санкт-Петербург
  • Ната Костюченко Санкт-Петербург
  • Наталья Ахмерова Оренбург
  • Дмитрий Можаев Санкт-Петербург
  • Ольга Гришина Санкт-Петербург
  • Виктор Чернышов Москва
  • Елена Вишенка Санкт-Петербург
  • Иван Бителёв Москва
  • Ириска Медведева
  • Дмитрий Кузнецов Москва
  • Андрей Осипов Санкт-Петербург
  • Светлана Герцен
  • Светлана Петрова Санкт-Петербург
  • Елена Потапова Москва
  • Галина Теплова Санкт-Петербург
  • Алексей Лотов Заречный
  • Танька Ситнова Москва
  • Алина Сивова Copenhagen
  • Messalina Paul Санкт-Петербург
  • Анастасия Гнездилова Санкт-Петербург
  • Наталия Абросимова Санкт-Петербург
  • Оля Огненная
  • Тарас Ясенков Москва
  • Ирина Якунинских
  • Татьяна Шелина Костомукша
  • Андрей Басаргин Санкт-Петербург
  • Екатерина Алимова Сестрорецк
  • Евгения Бурч-Сокол Санкт-Петербург
  • Георгий Тихонов Ульяновск
  • Александр Антонов Санкт-Петербург
  • Евгений Поважнюк
  • Лада Зозуля Краснодар
  • Максим Бочкин Усмань
  • Галина Колоницкая Санкт-Петербург
  • Виктория Генералова Санкт-Петербург
  • Марк Строков Санкт-Петербург
  • Веста Сургутская Сургут
  • Екатерина Самарская Подольск
  • Мария Тихонова-Кабанова Москва
  • Любовь Леонова Санкт-Петербург
  • Андрей Соколов Саратов
  • Лия Носова
  • Анна Иванаевская Казань
  • Инна Нечай Москва
  • Анна Изумрудова
  • Ирина Богданова Заполярный