Черныбöй, Черныбöй муслунöй
Описание: История села
В одних преданиях название села Чернутьево связывают с чёрными плодородными землями, в других – «черный» от слова «чорыд» - твердый, связывают с твёрдыми плодородными землями, которые постепенно осваивались населением.
В 1928 году в селе Чернутьево образовался первый колхоз и назывался «1 мая». В 30-е годы колхоз переименован в колхоз имени Орджоникедзе.
В 1938 году председателем колхоза выбирают бывшего буденовца Степана сергеевича Алексеева. Говорят, он был крут и горяч, но трудолюбив и требователен. Ему надо было поднимать колхоз в период падежа скота, общего развала, низких заработков, голода.
В 1941 – 1945 годах на фронт ушло 122 человека, вернулись только 61.
В 1950 году село въехала первая машина и водителем назначили фронтовика Калинника Павлиновича Селиванова.
В 1952 году в село провели первое радио. Первый радист – анастасия Григорьевна Зиновьева.
В 1953 году в село прибыл первый трактор. Трактористы Михаил Дмитриевич Селиванов и его ученик Иван Степанович Патраков, проработавший на этом тракторе 23 года.
В 1957 году проведена электрификация. Первый дизелист – Григорий Елизарович Алексеев.
В 1960 год – начало новостроек поселка, строительство нового здания почты. Строится здание клуба, внешне напоминающее церковь. Для его строительства использовали не достроенную в свое время церковь. Начинали его строить в 1917 году, но политика по отношению к церкви изменилась. В народе это здание называли нардом.
В 1961 году семилетняя школа преобразована в восьмилетнюю.
В 1968 год – строительство нового здания детского сада.
В 2000 году завершилось строительство автомобильной дороги с асфальтовым покрытием Кослан – Чернутьево.
В 2007 году введена в эксплуатацию новая школа. Испокон веков славилась Чернутьевская земля своим плодородием и урожайными полями. Не зря называли Чернутьево во время войны «Второй Украиной». Славилась она и своими людьми – добрыми и отзывчивыми, трудолюбивыми и скромными, гостеприимными и щедрыми. Всегда они отличались своей степенностью, рачительностью и хозяйской хваткой.
Благодаря служителям Селибской Богоявленской церкви сохранились документы, содержащие исторический материал о мирской жизни прихожан тех времен. Богоявленская церковь определила по ближайшим деревням для своих прихожан церковные праздники. До сих пор эти праздники отмечаются в каждом из населенных пунктов. В селе Чернутьево особенно последние годы возобновилось празднование Ильина дня. Второго августа ежегодно поднимаются к Ильину Кресту и пожилые и молодые, чтобы просить у святого Ильи беречь от всех невзгод, а затем на красивейших местах Ыба продолжают праздновать и веселиться.
Предание о чуди.
Легенды рассказывают, что на месте нынешнего села Чернутьево некогда жил удивительный, вольнолюбивый, упрямый, не принявший в свое время христианство, таинственный народ. Впоследствии удорские коми называли его чудью белоглазой, считая, что этот народ владел магическими знаниями. Загадочная чудь бесследно исчезла с появлением коми и русских поселенцев, но до сих пор благодаря им Удора считается мистическим краем. Само село Чернутьево славится своим упорством и стремлением сохранять старые устои. Так, в годы гражданской войны здесь был последний оплот белогвардейцев на Удоре.
Чудской клад.
О чуди рассказывают:
Здесь жил какой – то народ иной веры – чудью их называли. Их главные владения были на Городищенском холме. Земли их были урожайными, хлеб никогда не вымерзал.
Они были крепкими, черноволосыми. А веслеились по – своему. Была у них медная гармонь. Один на ней попищит, другой попищит, а танцевать не умеют: то присядут, то привскочат.
Новой вере не поддавались, и некоторые из них сами себя вместе с вещами и хозяйством в землю зарыли. Их ямы и сейчас ещё видны возле гумна. ТаТам после них находили много красивых чашек из – под масла, небольшие блюдечки.
Когда они убегали, взяли с собой большой ящик, полный золота. Но нести не смогли, и этот ящик закопали