25 июля 2010 Гуру Пурнима в Индии
Описание: Здравствуйте! 25 июля 2010 – Гуру Пурнима в Индии. На www.calend.ru по этому поводу сказано следующее: «Индусы придают величайшее значение духовным Учителям (Гуру). Их часто приравнивают к Богу и считают посредниками между человеком и Всевышним. Это день памяти великого мудреца Вьясы. Все индусы обязаны этому древнему святому, который отредактировал Веды (сборник высших сакральных знаний), написал 18 Пуран (священных текстов индуизма) и «Махабхарату». Этот день также благоприятен для начала духовного ученичества».
Праздник на самом деле интернациональный, поскольку традиция ученической преемственности существовала во все времена и в любой культуре. Однако, как ни странно, мы сегодня практически ничего не знаем о ней, поскольку современная наука коренится в культуре древних греков. Сократ не принимал учеников, но Платон, слушавший его и считавший себя его учеником, во многом переосмыслил философию Сократа. Аристотель же был не менее критичен к своему учителю Платону. Именно в таком отношении знающий человек увидит корень проблемы: фамильярное отношение к человеку, который даёт знание, недопустимо. Ключевой фрагмент «Махабхараты» как раз описывает ситуацию, в которой один из двоюродных братьев принимает другого в качестве учителя. Учитель на санскрите – «гуру», что означает дословно «тяжёлый», «отягощённый». Считается, что гуру отягощён знаниями и заботой о других, поэтому он достоин высочайшего почтения и уважения. Украинские слова «тяжёлый» и «уважаемый» имеют одну корневую основу – «увага» в смысле «увесистый», «масштабный», «значительный». Итак, братья были примерно одного возраста, долгое время были в тесных дружеских отношениях (что называется, ели из одной тарелки, вместе отдыхали и т.п.), однако в определённый момент один из них осознал свою неспособность решить навалившиеся на него проблемы на ряду с осознанием глубочайшей реализации своего родственника. В этот момент он раскаивался за свою фамильярность в прошлом, из-за которой он был не способен раньше понять его положения, а потому и не мог принять от него истину.
Сегодня фамильярность процветает во всю силу, поэтому и результаты так называемого образования иные: молодёжь редко перенимает качества и ценности своих педагогов, что является естественным итогом образовательного процесса. Более того, поскольку фамильярность с точки зрения этики является вызовом, оскорблением, как правило, её последствия не только остановят положительный эффект образования (улучшат личность), но, напротив, обернутся новыми проблемами, страданиями, неудачами и в итоге ухудшат личность. Подобно тому, как на Руси боялись довести дело до проклятия родителей, так в Индии фамильярность с учителем была крахом ученичества. Подобно тому, как наказанием за серьёзное государственное преступление издревле была смерть, наказание за фамильярность было очень и очень суровым. Если в одних случаях оно принимало форму одиночества (отлучения, изгнания из семьи учителя, лишения возможности общаться и с другими учениками), то в других ситуациях наказание подразумевало невозможность в будущем встретить на своём жизненном пути хотя бы какое-либо напоминание о духовном, об истине, о знании. Такой человек мог на протяжении многих жизней рождаться и быть вполне успешным в делах бизнеса, секса, управления другими, но в духовных вопросах он всё это время был обречён на отсутствие и интереса к этим вопросам, и понимания каких бы то ни было их аспектов. Духовная слепота – вот наиболее серьёзное наказание за фамильярность. Такая слепота и есть основная причина, по которой человека называют «пустым»: он лишён качеств и знаний, поскольку в прошлом пренебрёг качествами и знаниями истинного учителя.
Всё это имело значение только на фоне одной простой истины: учитель – это человек, посланный Богом, чтобы спасти того, кто ищет спасения. Говорится, что когда ученик созрел и готов получить истину, Бог посылает ему учителя, который будет Его представлять. Отношение к учителю – это и есть отношение к Богу. ...ПРОДОЛЖЕНИЕ НА СТЕНЕ