Проект Дмитрия Шорина и Сергея Шнурова "Летное поле" в AL Gallery
Описание: «Летное поле» – это проект Дмитрия Шорина и Сергея Шнурова, посвященный Пулково 1. К разделенному надвое живописному панно ведет
разметка взлетно-посадочной полосы. Одна светлая сторона написана Шориным, другая темная - Шнуровым. Симметричные и в тоже время отличающиеся сцены напоминают об эффекте старых стерео открыток, где одно изображение, снятое с двух разных точек зрения, с помощью стереоскопа создавало иллюзию объема. Главное условие, чтобы левым и правым глазом видеть только одну фотографию из стереопары. Летное поле Шорина и Шнурова – это гигантский бинокулярный прибор, в котором оказываются
зрители, чтобы увидеть объемно «как в жизни» не пейзаж или галантную сцену, а социальную действительность. Эта объемность усиливается и за счет низкочастотного самолетного рева. Левый глаз видит прибытие утреннего самолета. Светлая, легко написанная сцена, напоминает о фресках,
украшавших в советское время железнодорожные вокзалы и аэропорты.
Только вместо пионеров запускающих в небо планеры – невидимые пассажиры, которые спускаются по трапу из легкой синевы неба в
безмятежное утро «Города героя Ленинграда». Летное поле детской мечты и воспоминаний приветствует небожителей. Это рай, в котором нет земных забот о хлебе насущном и тревог о будущем, в котором закончены все битвы и наступил отдых. Души пассажиров, измотанных бизнесом, приземляются в
зону заслуженной рекреации: «Москвичи прилетели» в светлой половине картины, написанной Шориным. Левая темная часть панно показывает ночное прибытие пассажиров из тех уголков нашей бывшей Родины, где социалистическая интеграция когда-то убила самостоятельную экономику –
Средняя Азия, Кавказ, Молдавия... Они спускаются в кромешную тьму. Одно и
то же место может оказаться как раем для одних, так и адом для других.
Футуристические летящие вверх световые фонари Пулково 1 на темной стороне «Летного поля» превращаются в трубы гигантских котлов, в которых буду варить «грешников». Как древним адитам им суждено страдать, но не от засухи и урагана, а от социальной несправедливости. Ведь в отличие от
москвичей, они прибыли в «культурную столицу» не для туризма и отдыха, а чтобы работать в поте лица своего. В этой темной половине панно пассажиры спускаются не в райское умиротворение прекрасного города-музея,а в черные бездны ненависти и угнетения человека человеком. Рай и
Ад «Летного поля», созданные Шориным и Шнуровым – это день и ночь того
мифа, на развалинах которого мы живем. Тоталитарная советская идеология,
обещавшая когда-то равноправие и уважение к человеку, теперь вместо солнца подставила нам лампу дневного света. Светлый день общества социальной справедливости оказался ночью с искаженным освещением.
Современная имперская идеология не скрывает своей ночной стороны. Но она ставит надежные защитные экраны рекламы и телевидения, на которые проецируются навязчивые светлые и яркие желания. Остается лишь «Летное поле», откуда уже никто не летит в прекрасное утопическое будущее и настоящее, которым можно было бы гордиться. Но как в фильме Криса Маркера «Взлетная полоса», как будто бы еще возможно отправиться за помощью в прошлое и будущее ценой собственной смерти. Ведь как поет Сергей Шнуров:
Мне бы, мне бы, мне бы в небо
Здесь я был, а там я не был
Олеся Туркина
9 сентября - 4 октября
Галерея современного искусства AL Gallery.
Наб. реки Фонтанки, 76.
Каждый день, кроме понедельника с 12 - 19:00. Вход свободный.