"Остров спокойствия"социализация и инклюзия
Описание: Психоаналитический центр «Остров спокойствия» социализации и инклюзии— это модель общества, в котором каждый из нас зависит от качества коммуникации с другими людьми: детьми и взрослыми. Ф. Дольто, опыт которой взят за основу, показала в своих трудах и клинической практике, что-то, как принимают в обществе новорожденных, как складывается первый социальный опыт малыша, зависит дальнейшее его физическое и психическое развитие, его здоровье и благополучие.
«Детство – не подготовка к жизни, а сама жизнь, и ребенок – не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, человек, за которого и перед которым мы ответственны».
Помимо детских садов нужно еще какое-то место, где возможен рост и развитие, включающие более широкое социальное пространство. Место, в котором дают возможность мамам и папам, бабушкам и дедушкам увидеть, как даже самые маленькие нуждаются в том, чтобы быть услышанными.
В качестве основных целей «Острова спокойствия» признает три.
1) Первая и ключевая – это ранняя социализация детей. Встреча с другими детьми, с разным состоянием здоровья (нормтипичные и имеющие «особенности») и взрослыми в располагающей атмосфере помогает ребенку подготовиться к яслям или детскому саду, школе, взрослой жизни. С одной стороны, это помогает ему развивать коммуникативные способности (отнюдь не всегда развивающиеся в семье), а с другой стороны, помогает в подходящем ритме отделиться ребенку от родителей.
2) Для взрослых опыт родительства – это тревожно и порой трудно. Поэтому вторая задача – социальная адаптация родителей. В «Остров спокойствия» родители могут разделить этот поначалу непривычный груз с принимающими. И когда тревога отступает, появляется возможность наблюдать, думать, делать выводы. Кроме того, молодые матери иногда оказываются в специфической изоляции (порой травматичной), особенно в тех случаях, когда у них появляется ребенок-инвалид.
3)Третьей целью является профилактика психосоматических заболеваний. Необходимость отделиться от родителей и адаптироваться к новым условиям (детский сад, отъезд к бабушке, школа и т. д.), увы, часто порождает неврозы. Задача «Острова спокойствия» в создании такой психологической среды, которая позволит стимулировать развитие ребенка – как нормального, так и сталкивающегося с определёнными нарушениями. Важно помочь и самим родителям поверить в силы ребенка, в его способность справиться.
Возможность быть услышанным и понятым оказывается одним из мощнейших стимулов к овладению речью и письмом (особенно у тех детей, которые не склонны говорить), а это в значительной степени упрощает обучение в ранних классах. И даже если ребенку не на что жаловаться, опыт других его учит тому, что с фрустрацией и травмами можно справиться, в т. ч. обращаясь к другим.
Зачастую отклонения в поведении детей вызвано либо тем, что они не услышаны взрослыми, либо тем, что в семье есть проблемы о которых не говорят.
Франсуаза Дольто, первая говорила о возможности профилактики и практического преодоления так называемого “адаптационного синдрома” у детей, впервые поступивших в детское дошкольное учреждение, но психологически к этому не готовых.