Сидоров Виктор Александрович
Описание: Художник Виктор Александрович Сидоров. «Время детства – блокада»
Родился в 1929 году в Ленинграде. Отец – выпускник Петербургских курсов шофёров начала прошлого века. Мать – домашняя хозяйка, со знанием ещё двух языков кроме русского. До 1936 года проживал с родителями на территории известного «Осчтехбюро» по несуществующему ныне адресу: ул. Госпитальная.
Как большинство малышей «портил бумагу», стараясь поделиться впечатлениями бытия. Ещё до школы побывал с отцом во всех знаменитых пригородах Ленинграда и в нескольких музеях. Отца интересовало изобразительное искусство. Природа подарила ему очень красивый почерк и он неплохо рисовал. В 1936 году переехали в специально для сотрудников «Остехбюро» построенный дом (ул. 8-я Советская, 6/8).
В 1938 году пошёл в школу (2-я средняя школа Смольнинского района, она же № 155, она же 155-я гимназия). В 1940 году начал посещать ИЗО-кружок Ленинградского Дворца пионеров. Руководиель – художник Тихомирова. Весной 1941 года переведён в ИЗО – студию ЛДП. Учёбу прервала война.
Возраст родителей, непредсказуемость судеб эвакуированных, надежда на скорое окончание войны, внушаемая радио и газетами, определили решение: остаёмся
в Ленинграде.
Ушли на фронт ополченцы, эвакуировались соседи, сверстники. Начались регулярные бомбёжки. Сгорели Бадаевские склады, госпиталь на Советском проспекте, «Американские горы». Всё сильнее ощущалась нехватка продуктов питания.
Начинает нравиться классическая музыка.
Место работы отца переместилось на улицу Красную,1, а с января 1942 года – в госпиталь, в больнице им. И.Мечникова.
Добираться всюду – только пешком.
3 мая 1942 года пошёл в школу на один месяц: вспоминать пройденное в довоенных классах.
В начале июня 1942 года в «стационаре»-госпитале, устроенном в Доме Учителя (Дворец кн. Юсупова) на Мойке умер отец: необратимая стадия дистрофии. Маме, работавшей уборщицей, стал нужен помощник.
15 августа 1942 года начал трудиться в качестве ученика у пожилого мастера-водопроводчика. Восстанавливали водопровод и канализацию в жилых домах. О соблюдении санитарных норм труда не было и речи. 29 ноября отпущен с работы досрочно, а 30 ноября оказался в больнице им. С.П. Боткина: брюшной тиф и воспаление лёгких. Выписан из больницы 19 февраля 1943 года.
1 сентября 1943 года снова в школе и в ИЗО-кружке ЛДП. Преподаватель – художник Мордвинова.
27 января 1944 года радовались снятию блокады. Маму наградили медалью
«За оборону Ленинграда». 10 апреля 1944 года мама погибла.
Принят в семью незнакомых добрых людей.
Лето 1944 года прошло в большом, на 800 мест, пионерлагере, в 5 километрах от станции Всеволожская. Оформлял стенгазету, рисовал плакаты. Однажды старший пионервожатый показал мне заметку в «Ленинградской правде»: вернувшаяся
из эвакуации Средняя Художественная школа при Институте им. И.Е. Репина сообщала о наборе учеников.
Сдав вступительные экзамены, стал с 1 октября 1944 года учеником СХШ. 1946 год, второй полностью послевоенный учебный год в СХШ, закончил, по разделу «композиция», эскизом «Встреча победителей», который был опубликован в институтской многотиражке. Успех стал поводом думать о новых композициях на сюжеты из недавней военной жизни города.
Разорение уникального Музея Обороны Ленинграда, компания по ревизии значения подвига Ленинграда уже не могли остановить подспудно идущую работу над темой.
В 1950 году, став студентом живописного факультета Института им. И.Е. Репина, заинтересовался судьбами его выпускников и пришёл к неприятнейшему выводу: большинство художников, чтобы прокормить себя и семью, часто вынуждены забывать о творчестве.
Через полтора года раздумий и сомнений решился «наступить на горло песне» – перевёлся на архитектурный факультет. Окончив учёбу (1958 г.) влился в ряды проектировщиков, нацеливаемых на борьбу с «архитектурными излишествами».
Периодически некоторое оживлен