Духопознание
Описание: Кто бы ни был ты, который жаждет познать тайны мира, послушай меня. Если ты не найдешь, что ищешь в своём внутреннем пространстве, ты никогда не найдешь и снаружи. Если ты не замечаешь красоту своего дома, как сможешь увидеть прекрасное в другом месте? Внутри тебя скрыто сокровище. Человек, познай себя, и ты познаешь вселенную и Бога.
Delphic Oracle
«Познай самого себя» (Nosce te ipsum) – гласила надпись на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах. Как сообщает философ Платон в своем диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Пит-так, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон (VI в. до н. э. ) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину — «познай самого себя» — они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса — «заповедь Дельфийского оракула».
Особое значение фразе придавал Сократ, он взял это своим девизом. В диалоге Платона Сократ задаётся вопросом, что такое сам человек, и приходит к выводу, что человек есть не тело и не целое, состоящее из тела и души, но именно душа. Ход мыслей Сократа таков. Во всяком ремесле мастер и инструмент, которым он пользуется, не тождественны друг другу. Так, сапожник пользуется резаком, ножом и другими инструментами, значит, сам он не есть ни нож, ни резак, ни какой-либо из других инструментов. Но сапожник пользуется не только инструментами: он пользуется также своими руками, глазами и прочими частями тела; стало быть, он не есть также руки, глаза или какая-либо из этих частей. Но это ещё не всё: ведь человек пользуется не только руками и глазами, но и всем своим телом. Следовательно, человек и тело, которым он пользуется, не есть одно и то же. Что же такое сам человек? Сам человек, утверждает Сократ, есть именно то, что пользуется телом, а то, что пользуется телом, мы называем душой. Итак, человек есть душа, управляющая телом, как своим инструментом; а значит, Бог, призывающий его познать самого себя, призывает его познать свою душу.
"Подобные изречения словно таят в себе бесконечную жизнь. С ними встречаешься, странствуя по самым различным путям духовной жизни. Чем дальше подвигаешься, чем больше проникаешь в познание вещей, тем глубже кажется смысл этих формул. В иные мгновения нашего раздумья они вспыхивают, как молния, освещая всю нашу внутреннюю жизнь.
«Познай самого себя» - это истина. Оно должно пониматься как требование к развитию в себе дремлющих внутренних душевных сил, к их возвышению и расширению, к разворачиванию того, что уже есть как зачаток.
Если я смотрю в глубь своего сердца, то там внутри находится вся вселенная, которую мы созерцаем через наши органы чувств".
Р.Штейнер
"Можно сказать, что Бог внутри нас и вне нас, и то же самое относится к нашему высшему Я. Большинство людей не имеют достаточно развитого сознания, чтобы почувствовать, что их высшее Я находится внутри них. Вот почему задача ученика – стремиться к единению со своим высшим Я, которое есть сам свет, сама любовь и всемогущество, дабы почувствовать, что оно представляет собой на самом деле, и обрести себя. Сказано: «Познай самого себя». Истинное самопознание – это познание себя наверху. До тех пор, пока человек не осознает себя частью Божества, он не познает себя и никогда не станет ни могущественным, ни свободным, ни мудрым. Познать себя – значит обрести себя и найти Бога. Обретая Бога, мы находим свободу, счастье и радость не только в себе, но и в других людях, а также в животных, растениях, камнях. Когда мы нашли Бога в себе, мы открываем Его повсюду, во всех существах, во всей природе – это и означает познать себя".
О.М.Айванхов
Чтобы понять жизнь полностью, прежде всего человеку необходимо понять себя самого. Как только он изучит и познает самого себя, он поймет жизнь и осмыслит её.
П.Дынов
Email: poznay-samogo-sebya@izgrev.ru