Макс Уколов
Описание: Страница посвящена кемеровскому поэту Максу Уколову и поэтическому объединению Цех Бездарных Поэтов
Уколов поэт редкостного дарования: это стихотворец по преимуществу риторический. Стихи его изначально рассчитаны на чтение вслух. Ближайший и наиболее известный аналог — Маяковский, на которого, впрочем, Уколов ничуть не похож. В рассуждении жанрового репертуара в его поэзии почти нет традиционных пейзажей или элегий. Зато велик удельный вес ораторских жанров, много чисто одического пафоса, целый авторский цикл («Я говорю») посвящен рефлексии вокруг самого процесса говорения.
Несмотря на свое филологическое образование, Макс был совсем не книгочеем. Поэтом он ощутил себя довольно поздно; лет до тридцати пописывал, в общем, ерунду — песенки для знакомых гитаристов или стихи на случай; зато, приступив к делу всерьез, в течение буквально одного года сделался сложившимся и популярным поэтом и с видимым удовольствием примерил амплуа публичного лица.
Читал свои стихи Макс с замечательным артистизмом. Чуть скандируя, нисколько не похоже на обыкновенную манеру российских стихотворцев подвывать как на литургии. Я даже склонен видеть в этом первое приближение к рэпу — в период, когда это направление в мире еще только начало входить в моду, а в России о нем и помину не было. Немногое сохранившееся на видео дает отдаленное представление об этом чтении — как старые телеспектакли не могут передать всей магии актерской игры.
Юрий Юдин
Агентство культурной информации, 29.11.2007
«Цех Бездарных поэтов» возник в конце 80-х годов спонтанно, как это часто происходит в истории. Показателен уже тот факт, что точная дата образо-вания этого литературного объединения неизвестна, так как рационализм вообще не свойственен эпохе постмодерна. Для нас это не имеет принципиального значения. Первоначально «Цех…» состоял из трёх поэтов: Владимир Мазан, Максим Уколов и Андрей Рогов (Ширяев – это псевдоним). В. Мазан принимал участие в «Вечере поэзии», состоявшийся в 1994 г. в творческой гостиной Кем ГУ, где было представлено творчество «Цеха». На этом же мероприятии было объявлено о распаде «Цеха бездарных поэтов», к чему вряд ли стоит относиться серьёзно.
Свою творческую направленность поэты выразили в своих произведениях, для них не характерно было создавать манифесты и формулировать эстетические принципы в длинных и сложных трактатах. Всё уже давно написано и сказано. В самом названии «Бездарные поэты» со всей очевидностью проступает характерная для постмодернистской поэзии особенность: карнавальный смех, суть которого состоит в том, что он направлен не на какой-то конкретный объект, а на всех, в том числе и на самого смеющегося. Это проявлено и во многих текстах. Так, например, среди произведений М. Уколова есть эпиграмма, написанная на самого себя:
Ах, как владеет он свободно Великим Русским Языком!
Как будто с Пушкиным знаком, как будто с Гоголем знаком!
Как будто общий их знакомый – небезызвестный Хлестаков.
Естественно, что слово «бездарный» нужно понимать не в буквальном смысле, а в обратном значении. А. Ширяев подчёркивает свою «бездарность» в стихотворении, в котором он представляет себя:
Я – бездарный поэт,
По торжественным дням,
Надевая единственный галстук,
Я смотрю на своё отраженье в буфет
И говорю ему: здравствуй.
Т. Жукова. Характер самоопределения творчества «Цеха Бездарных Поэтов»
Мы, бездарные поэты, стремимся к мастерству и совершенству.
По кругу читаются произведения.
По кругу высказываются мнения.
По авторскому усмотрению вносятся исправления,
в зависимости от авторской точки зрения.
Произведения, получившие всеобщее одобрение входят в «книгу для чтения».
Андрей Рогов (Ширяев).
Андрей Петрович Рогов. Родился 15 февраля 1971 года в Томске, на Басандайке, в пионерском лагере «Зеленая Республика». Жил в Новокузнецке, Абазе, Кемерово, Улан-Удэ, Мариуполе, Анапе, Ялте, в Донецке, Киеве, Санкт-Петербурге