Юнус Эмре
Описание: Юнус Эмре ( Yunus Emre ) (конец 13 в. – 1320 или 1321), турецкий поэт-суфий. Бродил по Причерноморью, распространяя учение суфизма в стихах, которые распевал вместе со своими слушателями. Позднее его стихи были записаны и объединены в диван. Произведения Юнуса Эмре были доступны широким массам; лексика их почти везде тюркская.
Юнус Эмре – один из выдающихся деятелей турецкой истории жил в период с 1240 по 1322 годы. Юнус Эмре, как это видно из его высказываний и творчества, прекрасно знал Коран и хадисы, и даже служил шариатским судьёй – кади.
Его учителем был учёный и мудрец Тапдук Эмре. Юнус Эмре внёс большой вклад в историю и культуру турок, его наследие дошло до наших дней.
Юнус Эмре появился на небосклоне турецкой истории и культуры в период, когда Анатолия оказалась под гнётом монголов. Жители Анатолии в этот период переживали большие трудности и невзгоды. Юнус Эмре путешествуя по разным уголкам Анатолии призывал туркмен к терпению и прощению, советуя им смотреть на мир сквозь призму милосердия, благодарности и любви. Исторические документы свидетельствуют о том, что он жил в районе современной Сакарьи и уже при жизни рассматривался как анатолийский мудрец и святой. Принадлежащее его перу месневи “Risaletü’n-Nushiyye” отражает его внутренний мир и предоставляет сведения о периоде, в котором он жил и творил. В Османском архиве содержатся сведения о Юнусе Эмре, его произведения, сборники стихов и легенд (menkıbevi).
Считается, что могила Юнуса Эмре расположена в Сарыкёйе, относящемуся к нынешнему уезду Михаличчик округа Эскишехир.
Следует отметить, что жители многих районов Анатолии утверждают, что Юнус Эмре похоронен именно на их земле. Такие города, как Караман, Бурса, деревня Кула Эмре Султан, Эрзерум, Кечиборлу Ыспарта, Аксарай, Сандыклы, Унье и Сивас также рассматриваются как места возможного захоронения великого мыслителя, или же в качестве его мест, где оставил свой след, свою духовную связующую нить великий Юнус Эмре.
Тот факт, что во многих уголках Турции имеют место могилы и усыпальницы Юнуса Эмре свидетельствует о влиянии, которое он оказал на турецкий народ .
Согласно легенде Юнус на протяжении 40 лет был учеником Таптука Эмре. Прекрасно зная Коран он помогал простым людям лучше понять священные писания, пересказывая их на всем понятном турецком языке.
Таким образом он занял место в сердцах жителей мусульманской Анатолии. И именно благодаря этому, его слова и учения смогли дойти до наших дней, передаваясь из уст в уста.
Он занимает место в плеяде выдающихся представителей суфизма ( исламской теологии) Ахмета Йесефи, Таптука Эмре, Хаджи Бекташи Вели.
Стихи Юнуса Эмре в основном были написаны стихотворным размером «хедже везне», а в некоторых стихах религиозного содержания “ilâhî” использовался аруз.
Популярные среди народа стихи Юнуса Эмре стали передаваться из уст в уста.
Стихи Юнуса Эмре имели большой философский смысл. Целые книги были посвящены одной лишь строке его стихов, что свидетельствует о его величине его таланта и личности.
Он оказал большое влияние не только на своих современников, но и на последующие поколения. Дервиши его ордена и последователи Юнуса Эмре повсюду распространяли его учение, дойдя до Балкан.
Самым известным произведением Юнуса Эмре стал «Диван». Точно также, как и в случае с Ахметом Ясеви, этот сборник появился после его смерти и состоял из 12 тысяч четверостиший. Существуют ещё стихи, приписываемые Юнусу Эмре, но пока ещё не имеющего официального признания. Имеются несколько списков «Дивана», отличающихся друг от друга.
Стихотворный стиль Юнуса Эмре похож на стиль его современников Сеййада Хамзу, Султана Веледа, Гюльшехри и Ашика Паши.
Обобщая, отметим, что Юнус Эмре является мыслителем, суфием и поэтом, тюркским дервишем и святым, который направлял и наставлял на правильный путь туркменские племена, являясь учи