Большеохтинское кладбище
Описание: В начале XVIII века в районе устья реки Охты по указу Петра I было устроено поселение приезжих вольных плотников, которые были привлечены со всей страны для работы на городских верфях. Для их нужд в 1725 году на берегу одного из притоков Охты, реки Чернавки, по проекту архитектора Потёмкина была построена небольшая церковь, освященная во имя Иосифа Древодела, покровителя плотников. Через два года на противоположном берегу Чернавки было обустроено кладбище. Через некоторое время деревянный храм обветшал, и вместо него был построен новый, каменный, но уже в центре кладбища. Поскольку новый храм был холодным, и службы зимой вести было невозможно, рядом с ним в 1746—1748 гг. по проекту архитектора М. Г. Земцова построили Покровскую церковь.
В 1732 году Синод предписал использовать Охтинское кладбище как общегородское, наряду с остальными кладбищами города. К концу века, в связи с прошедшими эпидемиями оспы и тифа кладбище оказалось переполнено. 16 мая 1773 года рядом с Охтинским, на берегу Чернавки, было открыто новое кладбище — Большеохтинское. Старое кладбище официально закрыли, хотя и после этого там изредка продолжали хоронить людей. В 1836 году Покровская церковь была разобрана.
В 1773 году на территории нового кладбища была построена церковь святого Георгия Победоносца, в связи с чем кладбище стало называться Георгиевским.
В 1812 году рядом с церковью Георгия Победоносца на средства купца Никонова была заложена новая церковь, в 1814 году освященная во имя святого Николая Чудотворца, покровителя моряков и корабелов. Храм стоял над местом захоронения Никоновых. В этом храме был похоронен начальник Охтинской верфи генерал-лейтенант П. Г. Орловский. Кроме него, на Большеохтинском кладбище были похоронены многие выдающиеся мастера-корабелы, трудившиеся на верфи.
В 1832 году на территории кладбища было отведено место для захоронения «воинов, подвизавшихся во славу Отечества», где хоронили умерших в военных и военно-морских госпиталях солдат. В южной части кладбища был отведён участок для захоронения старообрядцев, на котором вскоре появилась первая в Петербурге единоверческая церковь. В 1846-1853 годы по проекту архитектора К. И. Брандта на единоверческом участке кладбища была возведена церковь Димитрия Солунского (снесена в советское время).
В 1847 году был выделен участок Воспитательному обществу благородных девиц (Смольному институту).
С 1881 по 1885 годы на средства Степана Петровича Елисеева, одного из владельцев торговой фирмы «Братья Елисеевы», велось строительство церкви Казанской иконы Божьей Матери. Строительство пятикупольного храма, ставшего впоследствии родовой усыпальницей Елисеевых, обошлось примерно в миллион рублей. Церковь была названа в честь иконы в Казанском соборе, к которой каждое утро перед работой приходил Елисеев.
После Октябрьской революции кладбище подверглось значительным изменениям: были снесены почти все храмы, уничтожено значительное количество склепов и памятников. Единственным уцелевшим храмом оказалась Никольская церковь.
В 1926 году церковь Казанской иконы Божьей Матери была закрыта, а в 1929 году снесена. В начале 1930-х годов были снесены три церкви, располагавшиеся на единоверческом участке кладбища. 21 октября 1935 года была закрыта, а затем через некоторое время снесена церковь святого Георгия Победоносца.
В 1939 году на юге кладбища, на месте бывшего единоверческого участка, было организовано захоронение советских солдат, погибших в советско-финскую войну. В годы Великой Отечественной войны на востоке кладбища устроили захоронения павших защитников Ленинграда.
В конце 1970-х годов через кладбище был проведен проспект Энергетиков, который был задуман как часть Центральной дуговой магистрали Ленинграда. Проспект разделил кладбище на две части, отделив участок со старыми захоронениями от участка, где были похоронены умершие во время блокады.