Ибн Таймийя (728 г.х.)
Описание: «Имамы Сунны» © vk.com/imaams © t.me/imaams
Ибн Таймийя (шейхуль-ислам) © vk.com/ibn_taymiyyah © t.me/bin_taymiyyah
Из величайших жемчужин мусульманского мира. Известен как «Шейх-уль-Ислам». Полное имя: Такъийюддин, Абуль-‘Аббас, Ахмад ибн ‘Абдуль-Халим ‘Абдус-Салям ибн ‘Абдуллах ибн Таймийя аль-Харрани аль-Ханбали
12/3/661 - 22/11/728 г.х. (1263-1328)
Выдающийся ученый, имам (в религии), знающий, знание которого подобно морю, шейх Ислама и чудо своего времени.
Родился в Харране. Жил в Дамаске. Происходил из рода Таймийя, одного из арабских родов, живших в Харране и прославившихся своими знаниями и религиозностью. Его отец переселился вместе с ним и его братьями в Шам, спасаясь от гнета монголо-татар.
Его дед был одним из ведающихся ученых ханбалитского толка. Среди его работ книга «аль-Мунтакъа мин ахбариль-мустафа», объяснение которой дает аш-Шаукани в книге «Найлюль-Аутар» и которая относится к наиважнейшим источникам науки фикъхуль-хадис. Эта книга до сего дня изучается на шариатских факультетах.
(i) Его учителя и ученики
Ибн ‘Абдуль-Хади, ученик Ибн Таймийи, рассказал следующее: «Он (Ибн Таймийя) воспринял науку более чем от 200 учителей».
Что же касается учеников Ибн Таймийи, то их количество не поддается счету.
Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал:
«Если бы из всех заслуг шейха Такъийюддина у него была бы только одна — его известный ученик шейх Ибн Къаййим аль-Джаузийя (vk.com/ibn_qayyim), автор известных трудов, которыми пользуются сторонники и оппоненты, — это было бы достаточным доказательством его высокой учености».
Среди выдающихся учеников Ибн Таймийи — имам толкователь Корана: Ибн Касир.
Формирование Ибн Таймийи как ученого происходило под влиянием ханбалитского толка, однако после дело обстояло так, как о том сообщает историк Ислама имам аз-Захаби:
«Вот уже несколько лет, как он дает фетвы, ориентируясь не на определенный мазхаб, а на имеющиеся у него доводы. Он помог чистой Сунне и пути предшественников, отстаивая его доводами и тем, чего не делал никто до него, применяя выражения, от которых уходили и на которые не решались ранние и поздние поколения ученых, он же отважился на них».
(ii) Его книги:
Работы Ибн Таймийи собраны. Общее их количество составляет тысячу. Полный список его трудов составил его ученик Ибн аль-Къаййим. Он привел этот список в книге «Названия трудов Ибн Таймийи».
Ибн Таймийя отличался превосходным даром изложения, поразительной способностью к упорядочению, классифицированию, разъяснению, о чем свидетельствовал его оппонент Ибн аз-Замалькани.
Шейхуль-ислам мог говорить на еврейском и латинском языках.
(iii) Его качества
Ибн Таймийю характеризовали благородство и щедрость, которые были присущи ему от природы и не носили тени притворства. Он был храбр, неприхотлив в том, что касается земных потребностей, лишен привязанности к мирскому. Отказывался от много из того, что дозволено, опасаясь впасть в запретное. Он был белокожим, черноволосым и чернобородым, в его волосах было мало седины, и они доходили до мочек его ушей. Глаза обладали невероятной способностью выражать мысли и чувства. Он был среднего роста, широкоплечий, имел громкий голос. Ему было присуще красноречие, высокая скорость чтения. Он был горяч, однако подавлял гнев благоразумием и мягкостью.
(iv) Его джихад
Ибн Таймийя вел джихад языком, пером, рукою. Он сражался с монгольскими захватчиками и поощрял мусульман к борьбе против них. В битве Шакхаб, состоявшейся в 702 году хиджры, он находился в первых рядах сражавшихся и проявил необычайную стойкость в битве Марджу-Ссуфр. Он проник к татарскому царю Казану и произнес перед ним речь, поразившую всех своей смелостью, а египетский султан получил от него грозное нарекание, когда готов был отдать земли мусульман монголо-татарам.