Именьковская культура
Описание: Именьковская культура. Древнейшие славяне Среднего Поволжья. Памяти Галины Ивановны Матвеевой
Именьковская культура существовала в Среднем Поволжье в IV-VII вв. Её формирование было связано с несколькими миграционными волнами из ареала культур полей погребений (пшеворской, зарубинецкой и развившейся из неё киевской, черняховской), которые привели к сложению памятников типа Славкино, Лбище, Сиделькино-Тимяшево и, наконец, собственно именьковской культуры, вобравшей в себя как предшествующих мигрантов-праславян, так и представителей местных этносов.
К настоящему времени учеными выявлено более 600 поселений и могильников именьковской культуры. Для неё характерны как открытые, так и, реже, укреплённые поселения, состоявшие из жилищ двух типов: полуземлянок квадратной формы с наземными конструкциями в виде срубов и слабо углублённых в грунт каркасно-столбовых строений. Могильники именьковской культуры – бескурганные с господствующим трупосожжением (трупоположения объясняются проникновением в именьковский ареал инокультурного населения) на стороне и последующим помещением останков на дно овальных или четырёхугольных ям с чашевидным, плоским или ступенчатым дном. Захоронения, как правило, либо вовсе не содержат инвентаря, либо содержат лишь отдельные вещи. Славяне-"именьковцы" занимались земледелием и культивировали просо, полбу, пшеницу, ячмень, овес, горох, рожь. Весьма развито было и скотоводство: "именьковцы" разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней. Керамику именьковские славяне изготавливали в основном ручным способом, развита у них была обработка железа (часты находки железных наральников, серпов, кос-горбуш и т.д., а также ремесленных орудий) и бронзы. Первыми в регионе "именьковцы" освоили пашенное земледелие и оказали существенное влияние на культурное развитие своих соседей: финно-угров, протовенгров, тюрок.
Выдающийся самарский археолог Галина Ивановна Матвеева, много лет занимавшаяся исследованием именьковской культуры, убедительно обосновала её славянскую этническую атрибуцию, которая ныне признаётся большинством учёных. В своих воспоминаниях исследовательница писала: «Славяне были моей "первой любовью". Я узнала о них задолго до поступления в школу из рассказов отца, из старого, еще довоенного учебника истории и особенно из журнала "Вестник древней истории". Они нередко снились мне во сне. Позднее, поступая в университет на истфак, я собиралась заниматься славянской археологией. Но уже на первом курсе выяснилось, что изучением славянских древностей заниматься не придется. Камская археологическая экспедиция исследовала археологические культуры Прикамья и все студенты во главе с Отто Николаевичем Бадером и Владимиром Антоновичем Обориным занимались памятниками этого региона, который издревле был населен финно-угорскими племенами, а не славянами… Работать было интересно и я увлеклась археологией Прикамья, перестав скучать о славянах… И лишь через четверть века славяне "сами разыскали" меня в Среднем Поволжье, куда они стали переселяться с конца I в. и я узнала их далеко не сразу. Лишь дальнейшие исследования позволили установить, что славянами были племена именьковской культуры, той самой культуры, по поводу которой ломались копья археологов в 60-х годах» [Матвеева Г.И. Экспедиции в прошлое: записки археолога. Самара, 1998. С. 62].
Выдающийся археолог-славист В.В. Седов обосновал гипотезу, согласно которой после прихода в Среднее Поволжье болгар большинство "именьковцев" ушло на юго-запад, где они стали ядром носителей волынцевской культуры, в то время как часть их осталась на месте и влилась в состав жителей Волжской Болгарии, существенно повлияв на её культуру и экономику, в частности - на развитие земледелия.
По мнению ведущего российского востоковеда Сергея Григорьевича Кляшторного, сведения об именьковской культуре отразились в арабской традиции об "ас-сакалиба"-славянах, живущих