Гас Ван Сент
Описание: Гас Ван Сент родился в Луисвилле, Кентукки, 24 июля 1953 г в довольно состоятельной семье. Спустя некоторое время родители Гаса переехали в Портлэнд. Несмотря на нынешнюю славу, Ван Сент до сих пор живет в этом провинциальном городе, который он неоднократно выбирал местом действия своих фильмов ("Аптечный ковбой", "Мой личный штат Айдахо".
Гас рано стал проявлять интерес к кинематографу. Первые свои фильмы он начал снимать еще в двенадцатилетнем возрасте на 8-ми миллиметровую камеру.Ван Сент поступает в Род-Айлендскую школу дизайна, во время учебы продолжая снимать любительские фильмы.
Затем Ван Сент снимает фильм, который принесет ему всемирную известность-"Аптечный ковбой" по роману Джеймса Фогля о компании молодых людей-наркоманов, грабящих аптеки. Бюджет нового фильма составил 6 миллионов долларов и Ван Сент автоматически переходит в другую (высокобюджетную) категорию американских режиссеров. За "Аптечным ковбоем" следует "Мой личный штат Айдахо", пронзительно-нежная и грустная картина об уличных юношах-проститутках с Ривером Фениксом и Киану Ривзом в главных ролях. Этот фильм сразу становится знаковым для "поколения X", Феникс и Ривз-его кумирами, а Ван Сент-культовым режиссером. "Айдахо" стал фаворитом Венецианского фестиваля, Феникс получает приз за лучшую мужскую роль.
На этой волне Ван Сент снимает еще один "Х фильм" "Даже девушки-ковбои иногда грустят". Прокатная судьба этой причудливой фантазии, главную роль в которой исполнила Ума Турман, была не слишком удачной, картина получила прохладные отзывы критики.
После этого в карьере Ван Сента намечается поворот в сторону комерческого кинематографа, который ему до сих пор не могут простить поклонники его ранних картин. В 1995 году он снимает иронический триллер "Умереть во имя". С него начинается слава Николь Кидман. После "Умереть во имя" ее воспринимают не только как молодую начинающую артистку-жену Тома Круза, а как серьезную талантливую актрису.
После комерчески успешного "Умереть во имя" Ван Сент снимает римейк хичкоковского "Психоза". Этот проект широко рекламируется как уникальный эксперемент: режиссер обещает полностью покадрово повторить весь знаменитый фильм Хичкока, заменив лишь черно-белое изображение на цветное. Реакция критики и кинематографистов на эту картину была неоднозначна. По меткому выражению А. Плахова: "никто не скажет, что это сделано плохо, и мало кто сумеет объяснить, зачем."
В 1998 году Ван Сент снимает свой самый дорогой проект на студии Miremax "Умница Уилл Хантинг" по сценарию двух молодых, никому не известных парней Мэта Деймона и Бэна Эфлека, которые и сыграли в нем главные роли. Картина в девяти номинациях претендует на Оскар 1997 года и побеждает в номинациях "Лучший сценарий" и "Лучшая мужская роль второго плана" (Робин Уильямс).
Со следующим фильмом "В поисках Форестера" схожая ситуация: критические отзывы большей частью отрицательно-ироничны, и десятиминутная овация во время показа на Берлинском кинофестивале.
25 мая 2003 г на Каннском фестивале новому фильму Гаса Ван Сента "Слон" был присужден главный приз: Каннская пальмовая ветвь и приз за лучшую режиссуру.
Кроме кинематографа Гас Ван Сент занимается художественной фотографией, снимками видеоклипов (для группы Red Hot Chilli Peppers). В 1998 году опубликован его первый роман Pink ("Розовый") об уличных подростках.