"Святые из бундока", Р.Бениньи "Жизнь прекрасна", "Север и Юг" по роману Э.Гаскелл, "Пиратки" по роману Э.Уортон, "Грозовой перевал" с Ж.Бинош, "Поющие в терновнике" и книга и телесериал, "Ангел", "Будденброки" по роману Т.Манна, "Эмма" по роману Дж.Остен, "Императрица Сиси" (на основе исторических событий))
Т.Манн "Будденброки", Р.Л.Стивенсон "Владетель Баллантре", Диана Сеттерфилд "Тринадцатая сказка", Карл Саган "Космос", К.Маккалоу, Ф.Грегори, Э.Хэмингуэй, Э.М.Ремарк "На западном фронте без перемен", «Королек - птичка певчая (Чалыкушу)» Решад Нури Гюнтекин, "Ходжа Насреддин" Л.Соловьёв и разумеется весь П.Г.Вудхаус
Иногда люди позволяют одной и той же проблеме годами портить им жизнь, а между тем они могут просто сказать: «Ну и что». Это одно из моих любимых выражений: «Мама меня не любила». Ну и что.
«Муж не хочет меня». Ну и что.
«Я преуспел, но до сих пор одинок».
Ну и что.
Энди Уорхолл
Бывают случаи, когда ты не можешь поступать ответственно, не можешь вести себя как взрослый, разумный человек, ты просто вынужден делать то, что тебе вдруг взбрендило. В подобных случаях плохие люди становятся убийцами, хорошие – героями, а мы, остальные делаем что-нибудь такое, что выглядим в конечном итоге полными идиотами. Но кого и когда это останавливало?
Иэн Бэнкс. "Улица отчаяния".
— Споткнулись о пачку бумаг, завернутых в одеяло и спрятанных наверху книжного шкафа?
— Когда я в ударе, я обо что только не спотыкаюсь. Еще первокурсником я ухитрился споткнуться о Кембридж.
Стивен Фрай. Лжец
Доброе вино похоже на женщину. За тем исключением, конечно, что у него отсутствуют груди. Равно как руки и голова. Ну и говорить или вынашивать детей оно тоже не способно. На самом деле, если вдуматься, доброе вино и отдаленно-то женщину не напоминает. Доброе вино похоже на доброе вино.
Стивен Фрай. Лжец
— Все, что ты делаешь, это… это… я не знаю. как это назвать.
— Двулично? Завуалированно? Неискренне? Коварно? Криводушно? Уклончиво?
— Все сразу. Почему ты никогда не говоришь и не делаешь ничего в открытую?
— Пусть я сдохну, если я знаю. Серьезно, пусть я сдохну.
Стивен Фрай. Лжец
Я иногда задумываюсь, по каким признакам я определяю "своих". Кого я склонен определять как "социально близких"? В результате вся сумма перебираемых мною признаков сводится к простой формуле: наиболее "своими" я считаю тех, кому смешно или не смешно то же самое, что и мне. "Свои" - это те, с кем мне не надо всякий раз заново заключать культурные конвенции. Это те, для кого представления о стиле и пошлости если не одинаковы, то взаимопонятны. Это те, кому не надо ничего объяснять, с ними достаточно переглянуться. Это скорее всего не универсально. Но это надёжно.
Лев Рубинштейн