Накануне третьего тысячелетия в системе образования России, как и других стран мира, ведущие позиции в обучении детей с проблемами в развитии все более и более активно занимает интеграция. Успех интегрированного обучения во многом зависит от грамотно организованного психолого-педагогического сопровождения учащихся. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Об этом свидетельствует выступление президента РФ где он подчеркнул: «В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов..» В связи с этим на базе Набережночелнинского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова» создана волонтерская группа "Рука помощи", которая активно участвует в социальнозначимых проектах (Новогоднее мероприятие "Волшебная Елка-2014", благотворительный музыкальный концерт в поддержку детей-инвалидов и т.д.), а также студенты-тьюторы из данной волонтерской группы оказывают педагогическое сопровождение занятий с детьми с ОВЗ.
Несмотря на всю актуальность включения в образовательную среду детей с особыми познавательными потребностями, существует ряд противоречий и проблем: существуют права ребенка с особыми образовательными потребностями на выбор образовательного учреждения и формы получения образования, с одной стороны, и невозможностью в настоящий момент создать соответствующие условия в каждом общеобразовательном учреждении; не отработаны как нормативно-правовые, так и содержательные аспекты обучения особых детей; не определены права детей с особыми познавательными потребностями в отношении получения цензового образования; не хватает специалистов в области специальной педагогики и специальной психологии, зачастую в органах управления образованием и и образовательных учреждениях даже не предусмотрено необходимое количество ставок дефектологов и т.д.