Спортивные бальные танцы. Рисунок и живопись. Философская, художественная литература и фантастика
Какие особые сближения, казалось ему, существуют между Луною и женщиной?
Ее древность, предшествующая чреде земных поколений и ее переживающая; ее ночное владычество; ее зависимость как спутницы; ее отраженный свет; ее постоянство во всех фазах,
восход и заход в назначенные часы, прибывание и убывание; нарочитая неизменность ее выражения; неопределенность ее ответов на вопросы, не подсказывающие ответа; власть ее над приливами и отливами вод; ее способность влюблять, укрощать, наделять красотою, сводить с ума, толкать на преступления и пособничать в них; безмятежная непроницаемость ее облика; невыносимость ее самодовлеющей, деспотичной, неумолимой и блистательной близости; ее знамения, предвещающие и затишья и бури; призывность ее света, ее движения и присутствия; грозные предостережения ее кратеров, ее безводных морей, ее безмолвия; роскошный блеск ее, когда она зрима, и ее притягательность, когда она остается незримою.
Джеймс Джойс. Улисс. Что внезапно, эпиграф к "Практическому смыслу" Бурдье
Наука может осветить мир, но она оставляет тьму в сердцах; и само сердце должно нести себе свой собственный свет.
Дюркгейм
Космическая природа любви делает ревность виной, грехом. Ревность отрицает космическую природу любви, ее связь с мировой гармонией во имя индивидуалистической буржуазной собственности.
Бердяев. Философия свободы.
Когда обращаемся к прошлому, часто поражаемся творческому дерзновению наших предков: они дерзали "быть", мы же потеряли смелость "быть". Мы дерзаем обнаружить лишь свое "о чем-то" и не дерзаем быть "чем-то". Нашу эпоху разъедает болезненная рефлексия, вечное сомнение в себе, в своих правах на обладание истиной, принижает нашу эпоху дряблость веры, слабость избрания, не осмеливаются слишком страстно и непоколебимо объясняться в любви к чему-то и к кому-то, мямлят, колеблются, боятся, оглядываются на себя и на соседей. Раздвоение и расслабление воли уничтожает возможность дерзновения. Духовная робость неизменно сопровождает слабость волевого избрания.
Бердяев. Философия свободы.
____________________________________________
…за безрассудством демагога, безнравственностью среднего класса, изнеженностью и вероломством знати стоит в этих странах самая распространенная причина, создающая весьма благоприятную почву для бедствий в стране, — праздность…. Я не имею в виду работу ради куска хлеба — я имею в виду работу в смысле приложения духовных сил.
Д.Рёскин, Семь светочей архитектуры.
...отказывать человечеству в праве искать, без всякой заботы о благоденствии, утоления интеллектуального голода — означало бы нелепым образом изувечить человеческий дух.
Марк Блок. Апология истории.
Однако плотский человек (homo carnalis) не может понять этого, — ему кажется это нестоящим, потому, что он обладает слишком скудным познанием о боге, а также и потому, что он в этом высшем благе не находит ничего, что можно было бы осязать, съесть или, наконец, что могло бы вызвать плотские удовольствия, которыми он больше всего наслаждается, — не может потому, собственно, что это благо состоит только в размышлении и чистой мысли. Но, кто знает, что у него нет ничего лучше разума и здорового духа, тот, без сомненья, сочтет это благо самым существенным.
Богословско-политический трактат, Барух Спиноза
... в науках очищается и вновь оживает некое орудие души каждого человека, которое другие занятия губят и делают слепым, а между тем сохранить его в целости более ценно, чем иметь тысячу глаз, — ведь только при его помощи можно увидеть истину.
Платон, Государство, слова Сократа.