Компания Nike сегодня наравне с Adidas господствует в мире спортивной экипировки. А если быть откровенным, то Nike даже превосходит немецкую марку. Но были времена, когда основатель компании Фил Найт с благоговением смотрел на кроссовки Adidas, являвшиеся в былые годы настоящей роскошью для американских спортсменов. Найт был бегуном и отлично знал, как кровоточат ноги после соревнований, проведенных в обычных американских кроссовках. Но на немецкое качество денег у спортсменов-любителей не было (для сравнения – кроссовки Adidas в США стоили в 60-е годы в среднем 30 долларов, а обычные американские всего 5).
Именно такая ситуация привела Фила Найта и его друга Билла Боуэрмана к мысли о том, что они могли бы создать свою марку кроссовок. Американских качественных кроссовок по доступной цене. Весь вопрос заключался в том – как это сделать?
Собственно, американская спортивная обувь того времени не впечатляла своим качеством, но зато брала ценой. Немецкие кроссовки от Puma или Adidas были настоящей роскошью для спортсменов любителей, одним из которых и являлся Фил Найт. Он всю жизнь старался стать успешным бегуном на короткие дистанции, но судьба раз за разом разочаровывала его. Звездой спорта Найт не стал. А стал одним из богатейших людей Америки, что тоже не так уж и плохо.
Билл Бауэрман – друг Фила, работал тренером по легкой атлетике в Университете штата Орегон и не меньше Найта разбирался в том, какими должны быть качественные кроссовки. Идея молодых предпринимателей заключалась в том, чтобы разрабатывать модель в США, производить их в дешевых азиатских странах (на тот момент речь шла о Японии), и продавать конечный результат по всему миру. Начать, конечно, они планировали с США. Их план заключался в том, чтобы делать кроссовки не хуже, чем у Adidas, но продавать их дешевле. И они могли это делать. Они нашли слабость в силе лидера (все по-Трауту:-). Adidas и Puma производили свою продукцию внутри Германии, где рабочая сила была на порядок дороже азиатской. Этим и воспользовались американские предприниматели.
К 64 году Бауэрман и Найт уже продали кроссовок более чем на 8 тысяч долларов. В этом году они наняли первого сотрудника. Им стал менеджер по продажам Джеф Джонсон. Ну а год спустя у компании появилось ее нынешнее имя – Nike. Считается, что идея назвать так компанию пришла как раз Джефу Джонсону, когда он увидел греческую богиню во сне. Так троица и решила назвать свое детище – Nike, в честь богини Ники (символизирующую победу).
Собственно, организовать все это Найт и Бауэрман могли без проблем. Оба обладали отличным образованием, а у Найта еще и была степень MBA. В 1963 году Фил Найт отправляется в Японию, где он заключает контракт с фабрикой Onitsuka на поставку в США их знаменитых олимпийских кроссовок. Интересно при этом то, что во время переговоров Найт вел дела от несуществующей американской фирмы, которую интересовало партнерство с японцами. Фирма называлась Blue Ribbon Sports. Контракт был заключен и Найт начал торговать японскими кроссовками в США. Как обычный коммерсант. Он возил партии кроссовок в своем микроавтобусе, останавливался на улице и организовывал торговлю. Ему было 26 лет. И торговля приносила удовольствие.